⠀
Когда мы начинаем новое дело, нам кажется, что наши товары или услуги необходимы всем. Во взрослом маркетинге «всем» — значит «никому». Коммуникации требуют ресурсов и расходовать их на «всех» — довольно глупо. Даже целевую аудиторию зубной пасты маркетологи сегментируют очень глубоко, а ведь этот продукт и впрямь нужен всем. Сегодня расскажем, что такое целевая аудитория. Погнали!⠀
⠀
Почему важно определять целевую аудиторию⠀
⠀
Пример этой недели — что называется, с колёс. Наш новый заказчик — крупный производитель расходных материалов для плазменной резки металла. Давайте предположим, что его целевая аудитория — «все». Напечатаем красивые листовки, встанем у «Маяковской» и будем раздавать их прохожим. ⠀
⠀
Внимание, вопрос: Много ли мы продадим катодов, электродов и диффузоров?⠀
⠀
Конечно, нельзя исключать, что именно в это утро закупщик крупного вагоностроительного завода будет пробегать именно в этом месте в поисках нужных расходников. Однако, этой вероятностью почему-то хочется пренебречь — вернёмся к идее с листовками, когда исчерпаем более эффективные способы определить целевую аудиторию. То есть, примерно никогда.⠀
⠀
Даже начинающий маркетолог улыбался, читая предыдущий абзац — ну, что за дурачки. Какие листовки, какая «Маяковская» — нужно бомбить крупные заводы.⠀
⠀
И взрослые маркетологи ставят им галочку об увеличении аффинити-индекса. Это как раз соотношение качества целевой аудитории к качеству «всех».⠀
⠀
Максимальный аффинити-индекс у покупателей — тех, кто уже покупает то, что мы продвигаем, считает нас молодцами и не собирается сбежать к конкурентам. Продвигать товары и услуги среди этой аудитории эффективнее всего. Начали выпускать новый защитный экран — расскажите о нём своим постоянным покупателям. Да, это тоже маркетинг.⠀
⠀
Чем лучше вы сумеете определить свою целевую аудиторию, тем проще будет продавать ваши товары и услуги. И не только проще, но и дешевле, а значит и заработает бизнес больше. Если вы знаете свою ЦА, стратегия маркетинга родится сама собой, будет понятной и эффективной. Размытая аудитория, напротив, снизит эффективность маркетинга и понапрасну сожжет бюджет.⠀
⠀
Что такое целевая аудитория⠀
⠀
Итак, что такое целевая аудитория? Целевая аудитория — это круг потенциальных покупателей товара или услуги, объединённых общими признаками, готовых стать реальными покупателями под воздействием маркетинга. ⠀
⠀
Признаки целевой аудитории, к слову, могут быть любыми — всё зависит от товара или услуги, рынка, бюджета и маркетинговой задумки. Целевой аудиторией для зубной пасты могут быть как те, кто чистит зубы каждый день, так и те, кто вообще никогда этого не делает. Очевидно, что маркетинговое воздействие на эти целевые аудитории должно быть разным. ⠀
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀
Как определить целевую аудиторию⠀
⠀
Ответьте себе на вопрос, кто ваша целевая аудитория. Если ваш ответ похож на «обеспеченные мужчины и женщины в возрасте от 17 до 46 лет» — забудьте, ваша целевая аудитория не определена.⠀
⠀
Когда вопрос о целевой аудитории был задан ребятам, производящим расходники для плазменной резки, ответ был «директора и владельцы крупных заводов». В процессе выяснилось, что директора принимают решение, на основе списка из 3-5 производителей, который готовит «тупенькая девчушка».⠀
⠀
Согласитесь, между поведением «красного директора» и барышни из его приёмной есть огромная разница. И хотя лицо, принимающее решение (часто говорят «ЛПР»), было обнаружено сразу и правильно — центр управления решением оказался, мягко выражаясь, «несколько смещён».⠀
⠀
На самом деле, всё ещё сложнее.
На крупных производствах есть технические директора, закупщики, главные инженеры и другие яркие персонажи. А ещё есть сервисные предприятия, дилеры, продавцы запчастей, поставщики оборудования и многие другие люди, способные влиять на решение о покупке. ⠀
⠀
Всех этих прекрасных людей нужно разбить на целевые аудитории, к каждому найти свой маркетинговый подход. Как видите, вопрос о целевой аудитории — не совсем корректен.
Почти всегда уместно говорить о целевых аудиториях во множественном числе.⠀
⠀
Исключением может показаться ларёк с мороженым, ведь его аудитория — все прохожие. Впрочем, и это не так. Наш заказчик, сеть IceCreamers, очень внимательно выбирает места для размещения своих розовых фургончиков. Их ставят там, где есть целевая аудитория — влюблённые парочки, хипстеры и мамы с детьми. Навряд ли вы увидите киоск у проходной судостроительного завода. Модное общественное пространство или парк развлечений — гораздо лучшее место. Там аффинити-индекс выше.⠀
⠀
Что такое ядро целевой аудитории⠀
⠀
Внутри одной целевой аудитории есть множество меньших, различающихся аффинити-индексом. Ядром целевой аудитории называется тот сегмент, который принесёт наибольший результат. ⠀
⠀
Влюблённые парочки могут выбрать не мороженое, а винишко в ближайшем кафе, часть хипстеров оттянет местный дилер лавандового рафа. Дети без мороженого точно не обойдутся — они и есть ядро целевой аудитории «АйсКримерс». На них и рассчитаны розовые фургончики, разноцветные посыпки и реклама, размещённая на уровне коленок взрослого человека.⠀
⠀
И снова — в действительности всё гораздо сложнее.
У детей нет собственной покупательской способности, и мама может потащить малыша в ближайший веганский буфет, а папа — в бургерную (или наоборот). Но ядро целевой аудитории будет упираться ногами и требовать сухарную трубочку из розового фургончика. Как та девушка из приёмной директора завода.⠀
⠀
Интересно вам? Скоро продолжим!
Комментарии